Профилактика кибербуллинга в подростково-молодежной сред

01.07.2024

Профилактика кибербуллинга в подростково-молодежной среде

 

Одной из форм девиантного поведения подростков и молодежи является буллинг – длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.

 Буллинг характеризуется следующими признаками:

  • агрессивность и негативная направленность;
  • регулярность осуществления;
  • преднамеренный характер;
  • наличие взаимодействия, участники которого обладают неравной властью.

В связи тем, что подростки и молодые люди являются наиболее активными пользователями Интернета, часть из них буквально «живет в сети», буллинг из реальной жизни переходит в виртуальную (превращается в кибербуллинг), осложняя возможность его выявления и профилактики.

Впервые определение понятию «кибербуллинг» дал Билл Белси. По его мнению, кибербуллинг – это использование информационных и коммуникационных технологий, например, электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей.

Кибербуллинг определяется как преследование сообщениями, содержащими различного рода оскорбления, запугивания, а также публикация негативной информации в интернет-пространстве. Основной целью кибербуллинга является нанесение психологического вреда личности, а также разрушение его социальных отношений.

Исследователи выделяют следующие черты, присущие кибербуллингу:

  • Во-первых, все действия, которые направлены против личности, происходят в открытом публичном пространстве Интернета.
  • Во-вторых, анонимность преследователя, который может выступать под вымышленным именем.
  • В-третьих, непрерывность, поскольку травля и давление через Интернет может происходит постоянно.
  • В-четвертых, кибербуллинг не поддается полному контролю со стороны обидчика, так как даже если он захочет прекратить противоправные действия против жертвы, его соучастники могут их продолжать.

Среди причин кибербуллинга следует назвать:

  • комплекс неполноценности;
  • соперничество, стремление к превосходству;
  • зависть;
  • месть;
  • развлечение;
  • конформизм;
  • неразвитую эмпатию;
  • проблемы во взаимоотношениях с ближайшим окружением (родителями, сверстниками);
  • отсутствие умения конструктивно разрешать конфликты;
  • индивидуально личностные особенности (акцентуации характера, агрессивность, замкнутость, недоверие к окружающим, повышенная тревожность и др.).

Все вышеперечисленные причины взаимосвязаны друг с другом. Например, подросток, испытывая чувство собственной неполноценности, завистлив по отношению к своим более успешным сверстникам, при этом его охватывает желание отомстить и стремление к превосходству над окружающими.

Процесс кибербуллинга реализуется с участием агрессора, жертвы и наблюдателей. Жертвой может стать любой ребенок. Как правило, им становится тот, кто уже ранее был жертвой в реальной жизни. В большинстве случаев основной удар преследователя приходится на внешний вид подростка. Если в реальности в силу действующих моральнонравственных ограничений, абсолютная свобода слова невозможна, а открытое враждебное, агрессивное поведение мешает успешной социальной адаптации в обществе, то в виртуальном мире действуют совершенно иные правила. Для ощущения своего превосходства кибер-агрессору необязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников . При этом возраст агрессоров и жертв приходится на пубертатный период (11–16 лет), характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.

Зачастую жертвы не могут получить адекватную помощь от родителей или учителей, так как последние практически не имеют опыта и знаний по данной проблематике.

Что касается наблюдателей, участвующих в кибербуллинге, то они выбирают одну из трех основных тактик: пассивного наблюдателя, активного агрессора из-за страха самим стать объектом нападок, защитника жертвы.

Кибербуллинг может выражаться в одной из следующих форм:

  • Перепалки (флейминг) – обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, который происходит, как правило, в публичных местах сети, иногда превращаясь в затяжной конфликт.
  • Нападки, постоянные изнурительные атаки – повторяющиеся оскорбительные сообщения (на смартфон, в чатах и форумах, в онлайниграх), направленные на жертву, с перегрузкой персональных каналов коммуникации.
  • Клевета – распространение оскорбительной и лживой информации: текстовых сообщений, фото, песен, которые часто имеют сексуальный характер.
  • Самозванство, перевоплощение в определенное лицо – преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
  • Надувательство, получение конфиденциальной персональной информации и ее распространение в сети Интернет или передача тем, кому она не предназначалась.
  • Отчуждение (остракизм, изоляция) – выражается в игнорировании жертвы – удаления из списка друзей в социальных сетях, отсутствии обратной связи и т. п.
  • Киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, причинения вреда здоровью личности.
  • Хеппислепинг (от англ. «HappySlapping» – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеосъемка каких-либо действий, направленных против жертвы либо дискредитирующих ее, с последующим распространением по разным каналам.
  • Открытая угроза физической расправы – прямые или косвенные угрозы причинения телесных повреждений или убийства.

Как и все виды насилия, кибербуллинг оказывает негативное влияние на здоровье и социальные контакты подростков и молодежи. Постоянное чувство тревоги и страха может привести к сильным головным болям, снижению иммунитета, нарушению познавательных процессов (память, внимание), в целом к ухудшению общего физического здоровья человека. Кроме того, из-за постоянной травли и давления у подростков и молодых людей резко снижается успеваемость и появляется нежелание общаться с людьми.

Все перечисленные последствия влияния кибербуллинга на личность в конечном итоге могут привести к суициду, а именно к «буллициду» – доведению до самоубийства путем психологического насилия.

Исходя из вышесказанного, актуализируется вопрос профилактики кибербуллинга.

В настоящее время профилактическая работа осуществляется по двум основным направлениям:

  • Первое направление связано с развитием технических приспособлений, ограничивающих нежелательный контент (фильтры, цензура), что, в частности, предполагает использование в социальных сетях и на веб-сайтах разнообразных кнопок тревоги («пожаловаться»), а также настройку конфиденциальности персональных аккаунтов. Данное направление включает создание системы быстрого реагирования провайдеров контента и сервисов, операторов связи, правоохранительных структур на противоправную деятельность в Интернете.
  • Второе направление профилактики кибербуллинга предусматривает обучение пользователей Интернета основным правилам безопасности и корректного поведения по отношению к другим пользователям.