Графические признаки насилия в изобразительной продукции младших школьников
Дети от 6 до 12 лет не имеют склонности говорить о насилии – это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.« свернуть
Многие авторы подчеркивают большую ценность использования арт-терапии в работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия(Копытин А.И. 2009). Это связано с невербальным характером экспрессии во время сеансов арт-терапии, что позволяет отреагировать весьма сложные чувства, в том числе деструктивные и самодеструктивные тенденции. При этом, благодаря использованию различных материалов и образов, ребенок может выражать подобные переживания, не причиняя себе и окружающим вреда. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия. Дети от 6 до 12 лет не имеют склонности говорить о насилии – это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.
Выделяют некоторые индикаторы, которые в дополнении с другими методами при проведении клинического обследования могут быть существенными признаками пережитого ребенком сексуального насилия:
1) обрезанные или укороченные руки, плохая интегрированность частей тела и отсутствие ног;
2) отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками;
3) преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида сексуального поведения;
4) заштрихованные или отсутствующие рот и глаза, неровная поза отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;
5) изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене– скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации;
6) нарисованный большой рот в виде круга может говорить об имевшем место оральном сексе;
7) чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;
8) использование художественных объектов и материалов в качестве своеобразного «козла отпущения» (дети совершают с ними деструктивные действия); стремление детей портить «хорошие» или «чистые» рисунки путем их закрашивания, сжигания или протыкания. Эта тенденция связана с тем, что дети, являющиеся жертвами насилия, сами склонны его совершать. Гнев и желание наказать обидчика направляются на изобразительные материалы и являются причиной повреждения уже созданных образов. Глиняные фигурки протыкаются или сминаются. Дети могут бросить сырую глину в рисунок, на котором изображен обидчик, они также могут сминать готовые рисунки и бросать их в мусорное ведро, топтать их или рвать на куски;
9) раскрашивание ладоней, рук и лица. По-видимому, эти действия передают переживаемое ребенком состояние «хаоса». По этой же причине некоторые дети весьма настороженно относятся к нанесению краски на свои кожные покровы, и процедура смывания краски представляет для них особую значимость, как бы неосознанное «проигрывание» травматичной ситуации вновь и вновь для обретения контроля над ней;
10) создание изображений ущербных или неполноценных персонажей, а также таких, которые испытывают страх и отчаяние, либо находятся в опасной для них ситуации– это может отражать особенности самовосприятия детей, переживших насилие;
11) некоторые рисунки детей-жертв насилия свидетельствуют об их попытках преодолеть психическую травму посредством механизма «расщепления»: это проявляется в поляризации изображения на две части, отражающие разные грани переживаний – положительную и отрицательную.
После того, как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено, побудить к тому, чтобы он назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что на рисунке бросается в глаза.
В последние годы для определения признаков перенесенного насилия в изобразительной продукции детей стали применяться специальные арт-терапевтические диагностические методики, такие, как «Диагностическая рисуночная серия» и рисуночные тесты Сильвер. Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888).Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает создание отдельного рисунка. При выполнении первого задания – свободного рисунка – испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, используя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисование дерева») испытуемого просят нарисовать дерево. А при выполнении третьего задания испытуемому говорят: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же набор материалов: три листа ватмана, по одному листу на каждое задание, набор художественной пастели, включающий 12 цветов. Согласно данным Кокс и Собол(Сох & Sobol, 1994), рисунки детей-жертв насилия при выполнении ими «Диагностической рисуночной серии» характеризуются следующими особенностями:
- Сильный нажим, часто сочетающийся со слабым нажимом.
- Прерывистые, состоящие из точек линии.
- «Блуждающие», неуверенные линии.
- Размазывание мелка по поверхности бумаги, нередко приводящее к созданию грязной поверхности.
- Выход за границы листа бумаги.
- Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.
- Необычное расположение основного образа на листе бумаги.
- Низкая интегрированность изображения, характеризующаяся слабой связью между его элементами.
- Наличие многократно повторяющихся образов.
- «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слишком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержательно не связанных с образами.
- Помещение образов в контур.
- «Наслоение» образов друг на друга.
- Наличие разделенных, сегментированных образов и др.
При выполнении второго задания для рисунков таких детей также характерно следующее:
- Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.
- Изображение распадающегося дерева.
- Дерево вовсе не различимо.
- Низкая интегрированность образа дерева и др.
Американский арт-терапевт Р. Сильвер, в свою очередь, разработала рисуночный тест (далее – РТС) и тест «Нарисуй историю», которые были переведены на русский язык и стали применяться в нашей стране начиная с 1999 года (проведена значительная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).
РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный характер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоциональной сфер и образа «Я» испытуемых. Пример такого рисунка: автором является девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки характерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию. Рисунок дополнился следующим рассказом ребенка: «Был весенний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака укусила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму».
По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаимодействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем).
Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений с использованием задания на воображение основана на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использованием двух шкал.
Тесты Сильвер могут также использоваться в контексте арттерапии и психологического консультирования со следующими целями:
– в ходе предварительного интервью или первых занятий с целью оценки состояния особенностей защитно-приспособительных реакций у жертв насилия, характерных для них механизмов копинга и защиты; при этом тесты Сильвер обеспечивают безопасное для ребенка самораскрытие, поскольку он, как правило, не осознает связи между травматичным опытом и его проявлением в рисунках;
– с целью включения ребенка в изобразительную деятельность, когда он, например, не знает, с чего начать, на какую тему рисовать, стесняется это делать, заявляет, что не умеет рисовать; ребенку легче начать рисовать, когда в его распоряжении есть какой-либо стимульный материал, в том числе в виде «готовых картинок»;
– с целью динамической оценки изменений в состоянии ребенка, достигнутых в результате проведенной с ним коррекционной работы, применения превентивных или развивающих программ, в том числе для подтверждения терапевтической эффективности вмешательства;
– с целью оказания на ребенка коррекционного воздействия, например, позволяя ему путем создания рисунков отреагировать негативные чувства (заместительная виктимизация), а также показывая ему на основе обсуждения созданных им рисунков и историй их связь с характерными для него формами реагирования, конкретными обстоятельствами прошлого и настоящего.
По материалам «Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности» (методико-практические материалы) Составители: И.А.Ермоленко, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования, О.В.Волкова, старший преподаватель кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, О.Г.Беспалова, психолог медико-психологического отделения УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии», Витебск, 2020.